Смотрите видеоурок бесплатно на удобной для вас платформе:
Введение
Здравствуйте! Меня зовут Иван Ветров, и я беру на себя смелость провести вас в мир программирования на языке Kotlin. Вы здесь, потому что решили сделать первые шаги к освоению Android-разработки — или, возможно, выбрали направление автотестирования или бэкенда. В любом случае, вы попали в нужное место и в нужное время. Поздравляю!
Знаете ли вы, что Kotlin стал основным языком для Android-разработки лишь в 2017 году, вытеснив Java, который доминировал в этой области более 10 лет? С тех пор Kotlin завоевал огромную популярность благодаря своей простоте и эффективности. И самое интересное — если вы однажды освоите Kotlin, то изучение других языков программирования будет даваться вам гораздо легче, ведь принципы, заложенные в программировании, пересекаются.
В этом курсе вас ждут уроки по Kotlin, где вы узнаете, как устроен этот язык с самых основ. То есть изучать можно буквально с полного нуля. Также вы сможете проверять свои знания в теоретических тестах и закреплять материалы в моем обучающем телеграм боте. Обязательно заглядывайте в описание – это бесплатно.
Ну а если по мере прохождения курса вы решите закрепить знания на практике – добро пожаловать в описание к видео, вся необходимая информация уже там. Вас ждут бонусы и реальные задания, которые помогут оказаться в шкуре настоящего разработчика.
Ну что ж, не будем терять времени, приступим к работе! Вооружайтесь компьютером и горячим чаем. Сейчас мы с вами подготовим весь необходимый инструментарий, чтобы можно было комфортно начинать изучение и писать код. Впереди много нового и интересного!
Установка среды разработки
Код пишется в специальной программе, которая называется «среда разработки». Это программа, которая помогает писать, тестировать и отлаживать код. Установка среды разработки — важный и неминуемый этап нашего обучения, это как скальпель для хирурга или микроскоп для биолога. Приступим!
Установка Toolbox App
Мы будем использовать инструмент разработки IntelliJ IDEA от компании JetBrains. Чтобы установить данную среду разработки предлагаю воспользоваться специальным установщиком продуктов JetBrains Toolbox App. Я настоятельно рекомендую использовать именно эту утилиту вместо прямой установки IDE. Так вы сможете управлять продуктами компании в пару кликов: легко устанавливать, обновлять и выбирать различные версии приложений.
Если вы находитесь за пределами РФ или являетесь уверенным пользователем VPN – вводите в гугле toolbox app, переходите на официальный сайт и скачивайте приложение.
Для всех остальных у меня тоже есть решение – я загрузил установочные файлы toolbox app для разных платформ на свой сайт. Заходите на нужную страницу по ссылке под видео и скачивайте архив под свою операционную систему.
Установка IntelliJ IDEA
Отлично. Установщик ставится совершенно стандартным образом. После этого запускаем утилиту и вписываем в поисковой строке название среды разработки – IDEA. Увидите две версии, выбираем Community Edition. Эта версия бесплатная, но содержит всё необходимое для нас и даже больше. Устанавливаем последнюю стабильную версию и запускаем.
Создание нового проекта
При первом запуске IDEA может предложить настроить отправку статистики, импорт настроек и т.д. В зависимости от версии и платформы предложения могут отличаться. Вообще если что не пугайтесь, что некоторые детали интерфейса будут изменены – кардинально ничего не меняется и вы быстро привыкните. Следуйте инструкциям и в конечном итоге вы окажетесь на этом приветственном экране. Ну а если вдруг на каком-либо этапе возникнут сложности – дайте знать под видео.
Я изменю размер шрифта интерфейса среды разработки, вы можете настроить тему и оформление по собственным предпочтениям.
Теперь создадим первый проект:
- Жмем «New Project» и откроется окно его настройки.
- Слева вы увидите список с настройками для разных типов проектов. Нас интересует Kotlin. Не Java, не KMM, а чистый Котлин.
- Все начинается с создания названия проекта. Предлагаю назвать KotlinSprintLessons для этих уроков. А уже в рамках практики вы будете создавать проект под задачи, который можно назвать, например, KotlinSprint или KotlinSprintTasks. И не используйте кириллицу. Ни в названии проекта, ни в имени пользователя системы. Вообще нигде, это может нарушить работу среды разработки.
- Ниже вы видите адрес размещения проектов по умолчанию. Я хочу его изменить, потому, что у меня под Kotlin проекты на компьютере есть отдельный каталог.
- Теперь в подписи указан мой путь до каталога и проект будет создан в каталоге KotlinSprintLessons. Отдельную папку под него создавать не нужно.
- Далее галку создания репозитория мы не ставим. Учиться работать с репозиториями мы будем на онбординге, более того, пройдя его вы можете получить мой бонусный курс по продвинутому Git с работой через командную строку.
- Далее Build system. Это система сборки проекта. Опять же пока вдаваться в подробности не будем, но здесь рекомендую выбирать Gradle. Она используется в Android проектах, поэтому лучше привыкать к ней заранее.
- Здесь при первом запуске нужно будет скачать SDK или указать путь к уже установленному. Это, скажем так, необходимый набор подкапотных инструментов, чтобы вы смогли производить разработку ПО. Писать код и запускать его. Не пугайтесь аббревиатур SDK и JDK — фактически это одно и то же, Java Development Kit — это и есть Software Development Kit для Java. Поскольку Kotlin работает на виртуальной машине Java, эти инструменты обязательны. По умолчанию здесь указано, что будет установлена 23 версия. Пока ничего не меняем, но вероятнее всего мы в этот пункт еще вернемся, чтобы кое что поднастроить.
- Gradle DSL – это язык, который используется для собственно настройки Gradle. Раньше конфиги писались на Groovy, но с приходим Kotlin стал доступен более современный Kotlin DSL, который мы и выбираем.
- Следующие пункты оставляем без изменений. Жмем «Создать проект».
Появляется следующее уведомление. Его нельзя игнорировать. Там говорится, что текущая версия Gradle, которая поставлялась с данной версией IDEA, поддерживает версии JDK до 22.
У нас же установлена 23 и с такой версией продолжать создание проекта нельзя — он просто не соберется. Поэтому мы говорим “Нет” настолько свежему JDK и идем скачивать рабочую 22 версию. Пути установки менять настоятельно не рекомендую, чтобы ничего не сломалось.
У вас могут быть другие значения, либо ошибка может отсутствовать вовсе, либо вы создадите проект и эта ошибка появится в консоли – всегда читайте ошибки и что от вас хотят. Тогда они становятся не такими страшными. И этого достаточно, чтобы починить текущую проблему, не вникая пока в тонкости версий сборщика проектов.
Сборка и индексация проекта
Открывается проект, но прежде чем в нем можно будет начать работу – нужно подождать пока он докачает необходимые зависимости и все проиндексирует. При самом первом запуске ожидание может занять до 5 или даже до 10 минут. Это нормально.
Кстати, обнаружил баг IDEA – видите, внизу ставится версия JDK 23. Хотя мы же установили 22. Если такое встретите тоже – просто пересоздайте проект, все должно быть хорошо.
На этот прогресс бар можно нажать и детально увидеть что конкретно он качает или устанавливает в данный момент. А если IDEA будет предлагать во всплывашках справа внизу установку различных необходимых инструментов для работы, типа плагина поддержки K2 – соглашайтесь.
Наконец, все готово к работе. Сперва я зайду в настройки и изменю размер шрифта в самом редакторе. Отлично, давайте взглянем что здесь есть.
Первый взгляд на проект
IDEA автоматически создаст файл под названием Main с расширением kt, что говорит о том, что в файле мы пишем на Kotlin. В нем мы будем писать код. Второй открытый конфиг файл нам сейчас не понадобится. Слева вы увидите иерархию проекта в представлении Project — то есть также, как они лежат в вашей файловой системе. Чтобы легко найти текущий открытый файл, можно нажать на значок прицела. Работать мы будем в папке «kotlin», остальные файлы тоже важны, но об этом потом.
Объявление функции и работа с кодом
Теперь разберем открытый файл, что тут написано.
- На 1 строке указывается стандартный package файла. По сути адрес расположения файла. Не обращаем на него внимания.
- Далее видим комментарий. Если нажать на карандашик, то увидим, что это просто стилизованный текст в строке. Считай это просто подсказка, которая показывает комбинацию клавиш для запуска программы. Комментарии начинаются с двух косых черт в начале строки, так строка становится не видна для компилятора.
- Код, который нужно выполнить, обычно пишется в функциях. Это все от открывающей фигурной скобки до закрывающей – функция
main
. Объявление функции начинается с ключевого словаfun
— так объявляются все функции в Kotlin. Название функцииmain
не случайно — это точка входа в программу, с неё начинается выполнение кода. В фигурных скобках находится тело функции — то, что будет выполняться (не считая комментированного кода), когда функция запустится. Функция (фактически ваша программа) запускается через вот эту кнопку. Мы сделаем это чуть позже. - Внутри функции мы видим демонстрацию создания переменной, затем комментарий с подсказкой вызова контекстного меню (каретка должна быть на подчеркнутом коде, который можно пофиксить или оптимизировать). И тут же вызывается функция
println()
, которая отвечает за вывод информации в консоль. Её задача — распечатать в консоль то, что мы передадим в круглых скобках в качестве аргумента. Само тело функцииprintln
определено где-то внутри библиотек, а здесь мы лишь вызываем её. В функцию передается строка «Hello» и переменная, которая содержит строку «Kotlin». Переменные, строки и все остальное мы обязательно изучим уже совсем скоро, сейчас можно не вникать. - Также, как и цикл, который объявлен ниже. Он печатает цифры от 1 до 5 на каждой новой строке. А в подсказке демонстрируется то, как вы можете произвести отладку кода (то есть перейти в дебаг режим). На онбординг практике есть подробная инструкция как работать с этим инструментом, поэтому сейчас не будем задерживаться.
Первый запуск программы
Теперь давайте запустим нашу программу, с помощью главной функции main
, нажав на треугольник рядом с объявлением функции и выбрав «Run». Проект начнет собираться и в конце концов в консоли мы видим текст «Hello, Kotlin!». Отработала функция println
, в которую отправили строку и переменную с другой строкой. А ниже распечатка содержимого цикла. Это значит, что всё работает правильно!
Сейчас я удалю весь автоматически сгенерированный код с примерами и комментариями. Оставлю только обязательный package и пустую исполняемую функцию main. В ней мы и будем писать наш дальнейший код.
Чтож, великолепная работа, мы проделали немало действий, но теперь все готово к спокойному и комфортному погружению в невероятно красивый и перспективный язык программирования Kotlin. Все что останется дальше – просто сконцентрироваться на уроках и написанию кода.
Никогда не сомневайтесь в своем выборе, далее мы будем двигаться вместе к новым вершинам. Верю, что можно учиться и вести дела в формате win-win, когда довольны и успешны все участники.
На этом наше вводное занятие завершено. До встречи в первом уроке, который будет посвящен кирпичикам из вашего будущего фундамента для любого языка – переменным.
Для тех, кто собрался стать Android-разработчиком
Пошаговая
схема
Описание процесса обучения от основ Kotlin до Android-разработчика
Бесплатные
уроки
Авторский бесплатный курс по основам языка программирования Kotlin
Обучающий
бот
Тренажер и самоучитель по Котлин – бесплатные тесты и практика